Кабуки – театр оживших кукол

03.04.2014

Как бы там ни было, изначально сам жанр появился на свет в начале XVII века, и придуман он был последователями одного из популярных в то время религиозных культов. Как и сейчас, данное искусство вмещало в себя драматическое театральное представление, наполненное песнями и танцами, важнейшую роль в котором играли оригинальные и сложные наряды, а также характерный белый грим на лицах всех актеров. 

Как известно, именно в Азии впервые освоили технологию обработки и создания разнообразных изделий из фарфора. И в числе многих удивительных творений история Японии неразрывно связана с восхитительными и крайне эксклюзивными фарфоровыми куклами. Они создавались самыми лучшими мастерами и, как правило, были неотъемлемым атрибутом любой богатой и знатной особы женского пола. Именно им и подражали актеры театра Кабуки, проводя тесные параллели с выступлениями и тем, как дети в процессе игры с куклами моделируют различные жизненные ситуации, и через них набираются нового опыта. По определенной традиции до сих пор все роли в театрах Кабуки исполняют исключительно мужчины, хотя слава создания самого жанра принадлежит жрице по имени Окуни.

Именно она возвела традиционный японский грим, который наносили даже достопочтенные самураи, в область настоящего искусства, и наполнила его глубоким символизмом. Каждая линия и узор на лице имеет свое обозначение, и только истинный знаток подчас может понять всю глубину и подтекст постановки. В связи с этим многим иностранным туристам предлагают взглянуть на классический театр Кабуки вместе со специальным переводчиком, который не столько расшифровывает слова, сколько объясняет знаки и символы. Так красный цвет символизирует положительные эмоции и качества, а синий и фиолетовый -  отрицательные. Также существуют отдельные цвета для обозначения животных и даже неодушевленных предметов, а уж разнообразие самих линий и узоров варьируется от школы Кабуки, и разобраться в них совсем не просто.

 Техника нанесения грима имеет название кумадори, притом интересным моментом является то, что на протяжении всех постановок выражение лиц актеров не должно меняться. Их эмоции передаются через маски и узоры, ведь настоящие куклы тоже всегда имеют одно и то же выражение лица, что не мешает их владельцу наделять их различными характерами.
Однако на этом подражание куклам в театре Кабуки не заканчивается. Очень большую роль в выступлении играет так называемый «язык поз» или «миэ». Каждая шарнирная кукла имеет свои позы и двигается особенно, так и каждый актер, выходит на сцену особенным образом, а затем на какое-то время замирает в определенном положении, знакомя зрителя со своим персонажем, и рассказывая тем самым множество нового о его характере и особенностях. 

Театр Кабуки очень традиционное искусство. Оно мало понятно непосвященному зрителю, однако иногда известные группы японских актеров все же совершают небольшие мировые турне, показывая облегченные и более адаптированные версии своих постановок, которые привлекают массу эстетов.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий